2.4. Система мониторинга качества дошкольного образования
Цели:
Обоснование целей и задач системы:
Система мониторинга качества дошкольного образования позволит создать информационные условия для управления качеством дошкольного образования, а именно:
- объединит требования разных действующих нормативных документов;
-задаст четкие ориентиры для работы всей системы дошкольного образования;
-предоставит качественные данные для реализации контроля качества образования и выявления нарушений требований законодательства об образовании;
-создаст доказательную основу для принятия управленческих решений и соответственно развития дошкольного образования республики в целом.
Участие дошкольных образовательных организаций в мониторинге качества дошкольного образования предоставит возможность:
-стабильно предоставлять дошкольное образование высокого качества, удовлетворяющее требованиям нормативных правовых актов и потребностям всех участников образовательных отношений, в интересах которых осуществляется деятельность;
-повышать уровень удовлетворенности потребителей образовательных услуг;
-целенаправленно сокращать риски и использовать внешние и внутренние возможности для достижения поставленных организацией целей;
-демонстрировать заинтересованным лицам достижения, соответствующие требованиям нормативных правовых актов в сфере дошкольного образования.
Согласно ФГОС ДО, мониторинг качества дошкольного образования сфокусирован на мониторинге качества образовательной среды как социально-материальной системы, формируемой участниками образовательных отношений. Качество образовательной среды определяется качеством образовательного содержания, образовательного процесса и образовательных условий. В основе качества образовательного процесса лежит качество отношений и качество взаимодействия взрослых и детей, а также детей друг с другом.
Существующие в настоящее время проблемы оценки качества дошкольного образования заключаются в:
- отсутствии мониторинга качества дошкольного образования;
- отсутствии механизмов, методов, процедур и инструментария мониторинга, позволяющих обеспечить сбор, обработку, систематизацию и анализ данных мониторинга;
- недостаточности доказательной основы для принятия управленческих решений как на уровне образовательной организации осуществляющей деятельность в сфере дошкольного образования, так и на муниципальном уровне управления системой образования; отсутствии целостной системы показателей, обеспечивающих сбор, систематизацию и анализ данных текущего состояния работы дошкольных образовательных организаций.
Выявленные проблемы требуют принятия своевременных решений:
- обеспечение взаимодействия всех уровней органов управления образованием и образовательных организаций;
- разработка единой системы механизма оценки качества дошкольного образования, а также определение методов, показателей и индикаторов оценки качества дошкольного образования.
Способом устранения данных проблем является комплекс мер и управленческих решений, направленных на совершенствование системы мониторинга качества дошкольного образования.
Цель:
1. Создание условий для функционирования и развития региональной системы дошкольного образования, обеспечивающей высокое качество реализации образовательных программ, содержания образовательной деятельности посредством создания образовательных условий, совершенствования качества управления в дошкольных образовательных организациях.
Задачи:
2. Анализ результативности реализации образовательных программ дошкольного образования
3. Совершенствование качества условий (кадровые, предметно-пространственная среда, психолого-педагогические) и содержания образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях республики.
4. Повышение роли семьи в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста.
5. Усиление взаимодействия дошкольных образовательных учреждений с родителями и общественностью по проблемам дошкольного образования.
6. Содействие дошкольным образовательным организациям региона в обеспечении безопасности, здоровья и повседневного ухода детей дошкольного возраста.
7. Повышение уровня удовлетворенности потребителей предоставляемыми образовательными услугами, услугами по присмотру и уходу.
8. Создание информационных условий для управления качеством образования в дошкольных образовательных организациях.
Показатели:
Наименование показателя/группы показателей | Процедура оценки | Значения показателей | Ссылка на информационный ресурс (базу данных) | |
---|---|---|---|---|
2021 | 2022 | |||
По качеству образовательных условий в ДОО | Доля ДОО, в которых кадровые условия соответствуют требованиям ФГОС ДОО | не проводился | 94% (955 ДОО) | ис.цопмкпрб.рф |
Доля учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, работающих в ДОО. | не проводился | 10 (1640 чел.) | ис.цопмкпрб.рф | |
Доля педагогических работников/воспитателей, имеющих профессиональные дефициты. | данные не предоставлены | данные не предоставлены | Сведения предоставленные ЦНППМ | |
Доля ДОО, обеспеченных 1) учителями-логопедами 2) учителями-дефектологами 3) педагогами психологами | не проводился | 1) 62,3 2) 8,2 3) 6,5 | ис.цопмкпрб.рф |
Методы сбора и обработки информации:
Мониторинг показателей:
2022
Анализ результатов мониторинга:
Меры, мероприятия:
2022
ссылка на документ
Адресные рекомендации по результатам анализа:
Анализ эффективности принятых мер:
проведение анализа эффективности принятых мер
ссылка на документ