2.1 Система мониторинга эффективности руководителей образовательных организаций
Цели:
Обоснование целей и задач системы:
Для обеспечения качества образования в современных школах нужны конкурентоспособные, с высоким уровнем профессиональной подготовки руководители, умеющие ответственно и профессионально действовать в современных условиях.
Мониторинг эффективности деятельности руководителей образовательных организаций может и должен явиться одним из действенных инструментов реализации Указа Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года») (от 07.05.2018 N 204).
Повышение управленческой компетентности руководителей образовательных организаций в Республике Башкортостан организовано на региональном, муниципальном и внутриорганизационном уровнях. Это обеспечивает единство требований к руководящему составу системы образования, формирование системы работы с кадровым резервом. Однако, современные условия определяют ориентацию образовательных учреждений на интенсивные методы работы, поиск оптимальных систем управления персоналом, принятие эффективных управленческих решений и т.д. Для эффективного осуществления управленческой деятельности руководитель образовательной организации должен осваивать новые компетенции. Умение успевать больше и достигать максимального количества поставленных целей без ущерба здоровью и личному времени – это возможность обеспечить стабильный рост и развитие не только своей образовательной организации, но и самого себя. В этих условиях оказание реальной научно-методической и психолого-педагогической помощи руководителям, осуществляющим принятие управленческих решений как ресурса повышения качества образования.
Цель:
Наличие и обеспечение функционирования единой региональной системы мониторинга эффективности руководителей образовательных организаций, направленно на повышение управленческой деятельности, обеспечение качества подготовки обучающихся и формирование резерва управленческих кадров.
Задачи:
- Формирование и повышение профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций.
- Получение объективной и достоверной информации об эффективности деятельности руководителей образовательных организаций и их влияние на качество образования и качество подготовки обучающихся.
- Формирование кадрового резерва руководителей образовательных организаций и обеспечение образовательных организаций квалифицированными кадрами (база лучших руководителей, база руководителей, которым необходимо повышение ПК).
- Создание кадровых условий в ОО для реализации основных образовательных программ.
- Совершенствование системы повышение квалификации руководителей образовательных организаций.
- Выявление ОО с высокой эффективностью руководителей с целью распространения лучших практик и продуктивных моделей управления.
- Обеспечение мотивационной готовности руководителей в системной работе по повышению качества образования обучающихся на основе использования результатов оценочных процедур.
- Совершенствование показателей мониторинга эффективности деятельности руководителя ОО.
Показатели:
Направления деятельности | Показатель | Значения | Ссылка на информационный ресурс (базу данных) | ||
---|---|---|---|---|---|
2020 | 2021 | 2022 | |||
Уровень сформированности и оценка профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций | Доля представителей администрации ОО, имеющих: - профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом»; - диплом по переподготовке по направлениям государственное и муниципальное управление или менеджмент и экономика | не проводился | 91,3 | 84,3 | https://ис.цопмкпрб.рф/ |
Доля руководителей, уровень квалификации которых соответствует требованиям профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации» (проект, 2019 год): 1)высшее образование (специалитет/магистратура); · профессиональная переподготовка в сфере управления; дополнительное профессиональное образование по профилю профессиональной деятельности не реже одного раза в три года; 2)не менее 5 лет стажа на педагогических должностях. | не проводился | 1)91,4 | 1)96,8 2)73,3 | https://ис.цопмкпрб.рф/ | |
Доля руководителей, прошедших диагностику профессиональных дефицитов | не проводился | не проводился | 0,9 (20 чел) | https://ис.цопмкпрб.рф/ | |
Доля руководителей ОО, прошедших повторную диагностику после КПК | не проводился | не проводился | 80,3(1637чел.) | https://ис.цопмкпрб.рф/ | |
Организация получения образования обучающимися с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) | Доля руководителей образовательных организаций, обеспечивших условия для обучения детей с ОВЗ (наличие учебных программ; наличие кадров (психолог, логопед и др.); наличие безбарьерной среды; наличие и функционирование психолого-педагогического консилиума) | не проводился | 0,3 | не проводился | https://ис.цопмкпрб.рф/ |
Управление условиями организации образовательной деятельности | % ОО, в которых доля молодых учителей составляет не менее 30% | 12,27% | 12,13% | 10,59% | https://ис.цопмкпрб.рф/ |
Коэффициент текучести педагогических кадров | 10,62 | 9,8 | 11,5 | https://ис.цопмкпрб.рф/ | |
Формирование резерва управленческих кадров | Доля ОМС, имеющих сформированные системы работы с резервом управленческих кадров (ОМС и республиканский) | не подсчитывался | 73,2% | 77,7% /19%(республиканских) | https://ис.цопмкпрб.рф/ |
Доля ОО, в которых претендент по итогам конкурсного отбора и обучения включен в кадровый резерв (ОМС и республиканский) для замещения вакантных должностей «руководитель», «заместитель руководителя». | не подсчитывался | не подсчитывался | 28,6 % (18 ОМС) | https://ис.цопмкпрб.рф/ | |
Доля муниципалитетов, в которых сформирована конкурсная система назначения руководителей общеобразовательных организаций | не подсчитывался | не подсчитывался | 47,6% (в 30 ОМС) | https://ис.цопмкпрб.рф/ | |
Наличие критериев отбора претендентов для включения в кадровый резерв (доля для ОМС и количество для республиканского резерва) | не подсчитывался | 73,02% (в 46 ОМС) | 77,7% (в 49 ОМС) | https://ис.цопмкпрб.рф/ | |
Доля претендентов, включенных в муниципальный кадровый резерв, назначенных на должность руководителя или заместителя руководителя в текущем году. | не подсчитывался | не подсчитывался | 20,7 (41 чел.) | https://ис.цопмкпрб.рф/ | |
Количество ОМС, в которых проводится мониторинг управленческой деятельности руководителей ОО | не подсчитывался | не подсчитывался | 39,7 (25 ОМС) | https://ис.цопмкпрб.рф/ | |
Доля муниципалитетов, в которых сформирована управленческая команда из числа руководителей, заместителей руководителей и ведущих учителей | не подсчитывался | не подсчитывался | 39,7 (25 ОМС) | https://ис.цопмкпрб.рф/ | |
Доля руководителей ОО, прошедших обучение по подготовке управленческих команд | не подсчитывался | не подсчитывался | Данные не предоставлены ЦНППМ | https://ис.цопмкпрб.рф/ | |
Количество ОМС, в которых проводится мониторинг управленческой деятельности руководителей ОО | не подсчитывался | не подсчитывался | 39,7 (25 ОМС) | https://ис.цопмкпрб.рф/ |
Методы сбора и обработки информации:
Описание методов обработки информации.
Описание методов обработки информации.
Обработка информации производится через информационные системы, а также с помощью анализа.
В рамках реализации Региональной программы (комплекса мер) применяются разнообразные методы обработки данных, которые можно разделить на нематематические и математические.
К нематематическим методам обработки информации, используемым во всех мониторингах, относятся:
- Группировка – это метод разделения совокупности данных на группы с целью изучения ее структуры или взаимосвязей между компонентами. Данный метод используется для фиксации определенного качества, выявленного в ходе мониторинга и установлении совокупности явлений с данным качеством, что позволяет комплексно применить к ней технологический аппарат для обеспечения повышения качества функционирования.
- Классификация – это метод разделения множества объектов по определенному основанию. Данный метод позволяет представлять в надёжном и удобном для обозрения и распознавания виде всю изучаемую область и заключать в себе максимально полную информацию о ее объектах.
- Обобщение – это метод установления общих признаков исследуемого в мониторинге явления. Данный метод позволяет сделать вывод, выразить основные результаты в общем положении, придать общее значение чему-либо. В рамках мониторинга с использованием данного метода можно формулировать прогнозы будущих изменений, учитывая схожие условия и характеристики объектов.
- Трансформация отображения аналитических данных – это метод изменения формы информации без изменения ее содержания. Данный метод применяется при переводе полученных данных в табличный, графический, схематичный или текстовый формат для повышения удобства использования аналитического материала в ходе его обобщения или составления аналитического отчета.
- Сопоставление – метод сравнения объектов (явлений, идей, результатов мониторинга и т.д.), выделение в них общего и различного с целью классификации и типологии. Данный метод используется при определении преимуществ субъектов мониторинга, выстраивании рейтингов по тому или иному параметру, формулировке заключений. К математическим методам обработки данных, применяемых в рамках проведения во всех мониторингах относятся:
- Шкалирование – метод упорядочения совокупности значений величины, которая служит основой для ее измерения. Данный метод используется в мониторинге по оценке предметных компетенций при определении уровней их сформированности и принятии мер по устранению предметных дефицитов учителя, а также сопоставительный анализ результатов всех оценочных процедур.
- Ранжирование–метод упорядочения данных по возрастанию или убыванию значений величин. Данный метод применяется во всех мониторингах при установлении крайних и медианных значений проявления изучаемого показателя, позволяющих установить состояние систем и оценить объем мер по улучшению сложившейся ситуации;
- Медиана–метод определения среднего значения упорядоченной совокупности переменных. Данный метод применяется во всех мониторингах при определении средних значений, несоответствие которым может интерпретироваться как недостаток или превышение среднего показателя;
- Среднее арифметическое–метод усреднения данных, определяемое как сумма всех значений множества, деленная их количество; расчет доли от общего числа–метод вычисления процентного соотношения повторений зафиксированного события в общей совокупности событий данного класса.
Использование информационных систем для сбора информации.
Информационные системы обеспечивают сбор, хранение, обработку, поиск, передачу информации, помогают анализировать состояние контролируемого явления:
- защищенные таблицы Excel с автоматизированной обработкой данных, фильтрацией информации по типам запросов;
- тестовые оболочки, позволяющие дистанционно участвовать в тестировании;
- ИС ГАУ РБ ЦОПМКП.
Мониторинг показателей:
по оценке компетенций руководителей образовательных организаций
по организации получения образования обучающимися с ОВЗ
по формированию резерва управленческих кадров
по созданию условий для реализации основных образовательных программ (кадровых)
- Письмо о сборе информации №39/и21-16.04 от 16.04.2021
- Письмо о проведении мониторинга обеспеченности кадрами№04/и21-25.01 от 25.01.2021
- Приказ 2.3 от 25.01.2021 О проведении мониторинга показателей обеспеченности кадрами
- Приказ №2.2 от 22.01.21 о согласовании плана работы ГАУ РБ ЦОПМКП по организации и проведению мониторинга эффективности руководителей ОО РБ
- 189и22-18.05 О проведении мониторинга по показателю 2.1.pdf
Анализ результатов мониторинга:
по оценке компетенций руководителей образовательных организаций
по организации получения образования обучающимися с ОВЗ
по формированию резерва управленческих кадров
2021
- Анализ результатов мониторинга формирования резерва управленческих кадров в муниципальных районах и городских округах Республики Башкортостан
- Анализ результатов мониторинга формирования резерва управленческих кадров в муниципальных районах и городских округах Республики Башкортостан, Протокол № 5 рабочей группы по системе 2.1
2022
по созданию условий для реализации основных образовательных программ (кадровых)
Меры, мероприятия:
наличие мер по формированию резерва управленческих кадров
Адресные рекомендации по результатам анализа:
2021
- Адресные рекомендации по результатам проведения мониторинга организации образовательной деятельности для лиц ОВЗ и инвалидов
- Адресные рекомендации по результатам проведения мониторинга формирования резерва управленческих кадров в муниципальных районах и городских округах Республики Башкортостан
- ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ для Управлений (отделов) образования o порядке формирования кадрового резерва для замещения вакантной должности руководителей образовательных организаций
2022
- 2022 Аналитический отчет 2.1 Количество руководителей ОО в которых доля молодых учителей составляет не менее 30%.pdf
- 2022 Аналитический отчет 2.1 Коэффициент текучести педагогических кадров.pdf
- 2022 Аналитический отчет 2.1 Мониторинг наличия муниципальных систем формирования кадрового резерва.pdf
- 2022 Аналитический отчет 2.1 Мониторинг уровня сформированности и оценка профессиональных компетенций руководителей ОО РБ.pdf