Семинар. Пять документов и точка!



WhatsApp Image 2023-09-22 at 12.35.27 (2).jpeg



Вопросы подготовки к профсоюзной проверке, снижения документарной нагрузки и аттестации педагогов стали основными на двухдневном семинаре-совещании профсоюзных инспекторов труда.

Знать, чтобы защищаться
21−22 сентября в Уфе прошел республиканский семинар-совещание внештатных правовых инспекторов труда Башкирской республиканской организации Общероссийского Профсоюза образования, посвященный актуальным вопросам правового регулирования трудовых отношений в сфере образования и подготовке к общепрофсоюзной тематической проверке.

В мероприятии приняли участие профсоюзные инспектора труда, председатели территориальных организаций Профсоюза, специалисты аппарата республиканской организации Профсоюза и приглашенные спикеры, среди них: Светлана Антипина, начальник Управления контрольно-надзорной деятельности в сфере образования и оценки качества образования Министерства образования и науки Республики Башкортостан и Рамиль Абзалимов — директор Государственного автономного учреждения Республики Башкортостан «Центр оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов».

Участников приветствовал председатель рескома профсоюза Раиль Газизов, пожелавший участникам плодотворной работы.

Модератором выступил главный правовой инспектор труда Башкирской республиканской организации Общероссийского Профсоюза образования Станислав Яруллин.

— Положение о Правовой инспекции труда Профсоюза требует от штатных и внештатных инспекторов труда систематического повышения не только уровня правовых знаний и компетенций, но и уровня правовой культуры, — обозначил Станислав Яруллин одну из целей семинара-совещания. — В октябре-ноябре реском Профсоюза примет участие в общепрофсоюзной тематической проверке. Один из вопросов проверки — это излишняя документарная нагрузка на педагогов. Профсоюз и власть продолжают заниматься этой проблемой, ища новые эффективные пути ее решения и урегулирования. Общепрофсоюзная проверка должна помочь в этом, так как, только имея представление о ситуации в стране в целом, можно решить вопрос общими усилиями.

Учимся говорит «нет»

Как отметил главный правовой инспектор труда Башкирского рескома профсоюза Станислав Яруллин, несмотря на то что Министерство просвещения России в 2022 году до минимума сократило перечень документации, которую должен заполнять учитель, вопрос бюрократической нагрузки на педагогов с повестки дня так и не ушёл.

Не замалчивают проблему и власти. Так, начальник Управления контрольно-надзорной деятельности в сфере образования и оценки качества образования Министерства образования и науки РБ Светлана Антипина привела на семинаре данные общероссийского исследования 2022 года, где учителя, среди проблем, беспокоящих их больше всего, на второе место поставили высокую документарную нагрузку. На первом, конечно, же низкая оплата труда.

Светлана Антипина продемонстрировала наглядный слайд: из как минимум 50 документов, заполняемых учителями, обязательными являются лишь максимум пять. Первый — это рабочая программа предмета, курса, модуля. Вторый и третий — журналы успеваемости и внеурочной деятельности, причём оба должны быть в электронной форме, дублирование в бумажном виде — запрещено. Ну и при наличии классного руководства появляются план воспитательной работы и характеристика на обучающегося (по запросу). Пять документов и точка!

Но вернёмся к реальной жизни. Проведённый летом Минобрнауки РБ анализ электронной почты одной из школ республики за десять месяцев выявил там 155 писем со словом «мониторинг», 190 — с пометкой «срочно», более 330 таблиц и гугл-форм. В рамках того же исследования учителей попросили перечислить лишь те документы, заполнение которых их особо раздражает. В числе лидеров — отчёты об успеваемости, посещаемости, о составе семьи, наличии прививок, количестве болеющих, питающихся, не питающихся детей, об использовании Пушкинской карты.

Учителей просят составлять планы работы с отстающими/одарёнными детьми, собирают пакеты документов на питание, для лагеря, компенсаций… Участвовать в концертах, субботниках, дежурствах, экскурсиях, соцопросах… Стоп, а работать-то тогда?

Для того, чтобы отказаться от лишних документарных нагрузок, учителям нужно научиться говорить «нет», — уверена Светлана Антипина. — Но в виду своей интеллигентности, в силу своих душевных качеств, они просто не могут этого сказать. Зато мы, наше ведомство и профсоюз образования, можем. Наша задача подсказать директорам и завучам, что можно запрашивать у учителей, а что нельзя.
Уже готов алгоритм того, как работать с запросами и поручениями. Например, получив запрос, нужно проанализировать обоснованность запрашиваемых сведений, убедиться, что он содержит ссылку на НПА и в случае необоснованности дать ответ об отказе. Но здесь мы снова возвращаемся к тому, что нужно учиться говорить «нет». К тому же запросы не всегда бывают официальными: например, завуч просто просит сбросить до вечера в мессенджер заполненную таблицу. Добавив пометку «Срочно». К тому же, как отметили участники семинара, официальные запросы в школы нередко приходят и от самого министерства образования, которое вроде бы как борется с документарной нагрузкой.
Подытоживая обсуждение, выступающие отметили, что на федеральном и региональном уровне ведётся большая работа по снижению документарной нагрузки на педагогов. Этому вопросу, в том числе, будет посвящена и общепрофсоюзная тематическая проверка, детальное проведение которой участники обсудили на круглом столе на второй день семинара.

Льготная аттестация

Другая не менее важная тема — новый Порядок проведения аттестации педагогических работников. Как подчеркнул директор ГАУ РБ «Центр оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов» Рамиль Абзалимов, сами учителя во время обсуждений неоднократно говорили, что данный процесс необходимо подкорректировать. В частности, Башкирский реском профсоюза в предыдущие годы направлял свои предложения в федеральное ведомство, отвечающее за вопросы аттестации. И, что особенно приятно, 90% этих предложений вошли в итоговый документ.

Как известно, Минпросвещения и Общероссийский Профсоюз образования подготовили ответы на часто задаваемые вопросы по применению нового Порядка проведения аттестации педработников. Однако вопросов всё ещё много.

Так, одним из главных новшеств, является возможность получения квалификационной категории без анализа профессиональной деятельности работника, так называемого портфолио. На прохождение льготной аттестации могут претендовать победители и призёры конкурсов профессионального мастерства, а также обладатели наград и званий за достижения в педагогической деятельности. Однако Порядок не содержит конкретный перечень наград и званий, а также не определяет их уровень: региональный или федеральный. Кроме того непонятно, какого уровня конкурсы принимаются в расчёт.

Представители Центра оценки профмастерства и квалификации педагогов привели свежий пример: к ним поступила заявка от работника колледжа на прохождение льготной аттестации с приложением диплома призёра в конкурсе профессионального мастерства в номинации… «Маляр». Конечно, заявителю отказали, ведь профессиональные достижения должны быть связаны со сферой образования. Чтобы избежать подобных недоразумений, ГАУ РБ «Центр оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов» и Башкирский реском Общероссийского Профсоюза образования планируют заключить Соглашение, в котором будет зафиксирован перечень наград и конкурсов, дающих возможность получения категории без портфолио.

Итоги

Программа двухдневного семинара-совещания была обширной. Обсуждены практически все особенности трудовых отношений в сфере образования не только в теории, но и текущей правоприменительной практике: оплата труда педагогических работников, режим их работы и отдыха, охрана труда, социальное партнёрство и коллективно-договорное регулирование.
Каждый из вас вынесет из семинара что-то интересное, полезное для себя не только в рамках своей общественной работы внештатным правовым инспектором труда, но и на профессиональном поприще, — обратился к участникам в завершение семинара Станислав Яруллин. — Ведь здесь собрались специалисты кадровых служб, юристы отделов образования, руководители образовательных организаций, педагоги и конечно председатели профсоюзных организаций. При этом каждый из вас должен применить полученные сегодня знания не только для себя, но и в интересах своих коллег по работе, в интересах членов Общероссийского Профсоюза образования.
Завершился семинар награждением, вручением свидетельств об обучении и удостоверений внештатного правового инспектора труда.

Источник


WhatsApp Image 2023-09-22 at 12.35.29.jpeg

WhatsApp Image 2023-09-22 at 12.35.28.jpeg

WhatsApp Image 2023-09-22 at 12.35.27.jpeg

WhatsApp Image 2023-09-22 at 12.35.27 (2).jpeg

WhatsApp Image 2023-09-22 at 12.35.27 (1).jpeg

WhatsApp Image 2023-09-22 at 12.35.26.jpeg

WhatsApp Image 2023-09-22 at 12.35.26 (1).jpeg

WhatsApp Image 2023-09-22 at 12.35.25.jpeg



WhatsApp Image 2023-09-22 at 12.35.25 (1).jpeg
Cookie-файлы
Настройка cookie-файлов
Детальная информация о целях обработки данных и поставщиках, которые мы используем на наших сайтах
Аналитические Cookie-файлы Отключить все
Технические Cookie-файлы
Другие Cookie-файлы
Мы используем файлы Cookie для улучшения работы, персонализации и повышения удобства пользования нашим сайтом. Продолжая посещать сайт, вы соглашаетесь на использование нами файлов Cookie. Подробнее о нашей политике в отношении Cookie.
Подробнее Понятно
Cookies